Лукашенко зробив грандіозну помилку: розплата близько

14 серпня 2020, 15:44мовою оригіналу
1454
Лукашенко настільки пов'язав суверенітет Білорусі особисто з собою, що будь-яке погіршення його становища завдає шкоди суверенітету держави та працює на посилення Кремля.

Лукашенко
От Лукашенко следует ожидать безумной риторики, ужесточения, попыток привлечь армейские подразделения к подавлению протестов, а также обострения гражданского конфликта в результате этих действий / УНИАН

Ближайшие выходные, 15-16 августа, станут очень показательным моментом и позволят предположить, что дальше будет с белорусским протестом. К середине недели, через три дня после начала протестов в Беларуси, атмосфера стала меняться: если в первые два дня протестов действия белорусских силовиков были очень жесткими, и не было сомнений, что Лукашенко удержит ситуацию под контролем, то в середине недели явно произошли какие-то изменения – насилия стало меньше. Возможно, это связано с тем, что значимые фигуры как в Беларуси, так и за ее пределами выразили негодование по поводу масштабов насилия, осуществляемого Лукашенко.

При этом нельзя находиться в информационном пузыре самого протестного движения и недооценивать возможности Лукашенко остаться у власти, ведь они по-прежнему велики. Прежде всего, потому что бо́льшая часть силовиков и армии сохраняет лояльность Лукашенко и верность присяге, для них Лукашенко остается главнокомандующим.

відео дня

Кроме того, у граждан Беларуси сильны опасения, что протесты и беспорядки приведут к дестабилизации, а она, в свою очередь, вернет стану в 90-е годы или сделает ее жертвой агрессии Москвы. Такие настроения во многом влияют на протест, ведь Лукашенко на эти опасения опирается.

Выходные станут показательными, потому что, если в эти дни будут по-настоящему большие массовые протесты в Минске и других городах Беларуси, а Лукашенко потеряет возможность жесткого подавления протестов и будет вынужден согласиться с тем, чтобы мирные протесты граждан проходили в соответствии с конституцией – свободно, то тогда у этого протеста возникнут новые возможности.

читайте такожНа Лукашенка чекає доля Чаушеску, але – не заразВедь все в Беларуси и в других странах видят, что сам Лукашенко не может пойти на какую-то либерализацию – за 26 лет правления он уже сложился. Да и его риторика не дает оснований считать, что он сам может пойти на диалог с новыми молодыми общественными силами, вышедшими на протест. При этом соседние страны Польша и Литва при всех их добрых намерениях не могут подтолкнуть его к такому шагу.

Подтолкнуть может разве что Владимир Путин – он чрезвычайно влиятельная фигура для Лукашенко. Однако пока не заметно, что Кремль собирается каким-либо образом воздействовать на Лукашенко, чтобы он снизил градус насилия и пошел на диалог.

Потому от Лукашенко следует ожидать только безумной риторики, ужесточения, попыток привлечь армейские подразделения к подавлению протестов и для контроля над городами, а также обострения гражданского конфликта в результате всех этих действий. Он будет откладывать свою инаугурацию на неопределенный срок, как это уже однажды было, и будет пытаться лавировать.

Лукашенко совершил грандиозную ошибку, начав это насилие и избрав путь жесткого подавления протеста. В течение ближайших шести месяцев, не более, Лукашенко неизбежно расплатится за свою неудачную идею – в ответ на протесты против грязно проведенных выборов совершить такое насилие над протестующими.

Белорусскую оппозицию ждет все то же, что было после 2010 года. те оппозиционеры, которые уехали за границу, не получат возможности вернуться в Беларусь в ближайшее время. Те, кто арестован под надуманными предлогами во время избирательной кампании, будут оставаться в тюрьмах. Если Лукашенко сохранится у власти, то через два-четыре года он пойдет на какие-то переговоры и, может быть, выпустит политзаключенных, как это однажды уже было.

Однако ожидать того, что под давлением протеста Лукашенко выпустит из тюрьмы Виктора Бабарико и еще целую группу политзаключенных, было бы очень наивно. Никакие международные организации не в состоянии принудить его это сделать.

Нынешняя ситуация заталкивает Лукашенко, даже если он этого не хочет, в дальнейшую потерю суверенитета Беларуси. Это фундаментальный момент, потому что Лукашенко настолько связал суверенитет Беларуси лично с собой, что любое ухудшение положения для него лично (что сейчас и происходит) наносит ущерб суверенитету Беларуси и работает на усиление Кремля.

В результате этих грязных выборов и насилия Лукашенко, вне всякого сомнения, попадет под санкции, его осуждение международных организаций и национальных правительств Европы. Закончится тем, что Беларусь при Лукашенко потеряет возможность развиваться в современных отраслях. В частности, об этом говорилось в письме белорусских айтишников, указавших на катастрофические последствия для их сферы, прежде всего, из-за сокращения инвестиций в их страну. Это коснется любых зарубежных инвестиций в Беларусь.

Однако даже после этого насилия, несмотря на санкции, Лукашенко сохранит двусторонние контакты с разными странами – не только с Китаем и Россией, но и с частью стран бывшего Советского Союза. Он сохранит торговые отношения со странами за пределами Европы, например, с Катаром и другими странами, которые легко работают с такого рода режимами.

В современном мире возможностей для маневрирования в этом отношении достаточно много. Это доказывает сам Кремль, который, находясь под санкциями, нашел эффективные способы обойти их, работая со странами-посредниками, готовыми оказывать финансовые услуги или поддерживать экспортные операции.

читайте такожПівнічна Корея у центрі Європи, або Як далеко зайде Лукашенко в боротьбі за владуИ хотя санкции – важная вещь (насилие в Беларуси и цинизм, который проявил Лукашенко, должны быть отмечены Западом, в этом нет сомнений), однако не стоит обнадеживаться и рассчитывать на политических результат этих мер.

Отношения Украины и Беларуси осложнятся этими событиями. До начала протестов, несмотря на проблемы в украинско-белорусских отношениях, Зеленский и Лукашенко собирались проводить форум регионов осенью во Львове, даже несмотря на пандемию, усиливалось экономическое взаимодействие на уровне областей – что было правильно и ценно. Теперь все это под ударом, как и любое экономическое взаимодействие: Киев не может с легким сердцем взаимодействовать с Лукашенко, который поступил, как Янукович в 2013 году, даже жестче.

Удержится Лукашенко у власти или рухнет, Украина все равно получит на своей северной границе опасность, о которой придется беспокоиться гораздо больше, чем раньше.

Александр Морозов, политолог, сотрудниц Центра российских исследований Бориса Немцова (Карлов Университет, Прага), специально для Главреда

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакції.

Наші стандарти: Редакційна політика сайту Главред

Реклама
Новини партнерів
Реклама

Останні новини

Реклама
Реклама
Реклама
Ми використовуемо cookies
Прийняти