Анализируя историю с задержанием бойцов ЧВК "Вагнер", нужно смотреть на реакции двух сторон – белорусской и российской. Потому что столь прямого обвинения России во вмешательстве в избирательный процесс в Беларуси никогда раньше не было, как и задержания боевиков, которые пересекли белорусскую границу. Ведь в период предыдущих кампаний Россия так или иначе воспринималась как союзник и сторона, которая поддерживает Беларусь и Лукашенко при любых обстоятельствах. Напротив, врагом всегда выступал Запад.
Сейчас же ситуация кардинально изменилась. А история с ЧВК "Вагнер" обернута в серьезную информационную оболочку, в которой прослеживается прямое обвинение России. Плюс в официальных и неофициальных источниках мелькает информация относительно того, что у России есть планы по смене Лукашенко. Тем более, что общество в Беларуси в большинстве своем не настроено антироссийски, как и номенклатура, и, что более важно – силовики. Поэтому все эти сигналы создают благоприятную почву для России и неблагоприятную для Лукашенко. Потому что атмосфера в обществе сегодня такова, что люди готовы голосовать за любого, кроме Лукашенко. Соответственно, эта концепция "выбора любого другого" вплетается в кампанию, которую неофициально начала Россия.
читайте такожЗатримання "вагнерівців" в Білорусі: нові подробиці і зустрічі дипломатівИ в таком случае то, какую роль во всем этом играет ЧВК "Вагнер", уже вопрос технический. Как минимум, их участие может быть дополнительным элементом политического и психологического давления на Лукашенко, а также сигналом всем белорусским силовикам и номенклатуре о принятом в Кремле решении по смене главы государства.
Вероятности подключения группы ЧВК "Вагнер" к провокациям кровавых событий в момент выборов также не стоит исключать, потому что сейчас протесты набирают силу во всех крупных городах Беларуси. И создать атмосферу нестабильности в восточных регионах страны – Могилевской, Гомельской или Витебской области, где немалая часть населения связана с РФ в плане заработков (также, как это в свое время было на Донбассе) – не выглядит таким уж невероятным сценарием.
Потому что в таких условиях Лукашенко пойдет на все условия и ультиматумы Москвы ради сохранения власти – подписания 31 дорожной карты и углубленной интеграции, вплоть до размещения российской военной базы в Беларуси, о которой речь шла еще с 2012 года. То есть ЧВК "Вагнер" так или встраивается в логику той информационной войны, которую реализует Россия. До какой степени Россия готова обострять ситуацию пока сказать сложно, потому что российская сторона пока что придерживается молчания.
Если анализировать гипотезу о том, что это может быть договор сторон и театр, то я не вижу смысла в том, чтобы Россия так подставлялась. И кроме того, в это не укладывается прямое обвинение Москвы в реализации в Беларуси украинского сценария. Зачем Лукашенко создавать атмосферу страха и угрозы со стороны России? С какой целью – чтобы сорвать выборы? Так он и так мог их не проводить. Чтобы устранить своего главного оппонента Светлану Тихановскую? Это тоже можно было сделать в любой момент, обвинив ее в нарушении агитационной кампании. Такие заявления – это максимальное ухудшение отношений с Россией по созданию у белорусов четкого образа врага.
читайте такожЗатримання "вагнеровців" під Мінськом: експерт розкрив плани Кремля щодо БілорусіТакже есть гипотеза о том, что таким образом ситуация разыграна для того, чтобы Лукашенко мог выгодно продать себя Западу. Но зачем? С целью получения кредитов? У него и так сейчас отношения с Западом самые лучшие и любые кредиты он может получить без обострения.
Потому "логика театра" не объясняется негативными последствиями как для Москвы, так и русско-белорусских отношений, поскольку сейчас на всех уровнях виноватой выглядит именно Россия и российский след прослеживался с самого начала избирательной кампании.
Но несмотря на прямые обвинения России, для Лукашенко ситуация еще оставляет пространство для маневра. Так как он изначально обвинял не официальное руководство, а каких-то олигархов. Поскольку ЧВК "Вагнер" Вагнер, как мы знаем, связан с российским олигархом Евгением Пригожиным. Но это уже мелочи, поскольку все понимают, что эта группа не стала бы работать без одобрения президента РФ.
Если допустить, что за этой ситуацией есть четкий план по смещению Лукашенко или создания невыносимых для него условий, при которых он вынужден будет пойти на уступки, то тут стоит ожидать дальнейшего обострения отношений. Прежде всего, есть высокая вероятность непризнания белорусских выборов Россией. А непризнание выборов означает активизацию пророссийских групп как внутри Беларуси, так и за рубежом. Это может стать поводом для создания правительства в изгнании в Москве и представителем такого правительства может быть Валерий Цепкало – один из незарегистрированных кандидатов в президенты, которого многие связывают с Москвой из-за его связей с РФ. Тем более, что он уже запустил этот процесс, объявив о создании Комитета народного единства.
То есть схема уже выстроена – есть непризнание выборов, правительство в изгнании, с которым Россия будет иметь дело и активизация пророссийских групп, которые организуют протесты внутри страны, чтобы парализовать систему, а заодно и продвигать либо идею повторных выборов, либо смещения президента и номенклатурного переворота.
читайте такожПутін подавиться БілоруссюВ свою очередь, внятной позиции от ЕС и США ждать не стоит, потому нынешнюю их реакцию я расцениваю как глубокую растерянность, так как они не знают, чего ожидать и как действовать, поскольку привычные схемы уже не работают. И Если Россия развязала гибридную войну против Беларуси, то Запад к ней не готов. Единственное, что они могут сделать – призвать к невмешательству и признание выборов более-менее состоявшимися, чего ранее они никогда не делали. Если же этого не случится и выборы не признают ни на Западе, ни в РФ, то Лукашенко может оказаться в серьезном вакууме и единственное, что ему останется – добровольно уйти в отставку. Плюс Россия также может созвать Совбез ООН, заявив о нестабильной обстановке и стремлении навести порядок в Беларуси, пока не началась гражданская война. И в этом случае РФ может использовать своих "зеленых человечков" для легальной оккупации.
В ближайшие дни может появиться какое-то разрешение конфликта, но сейчас, если допустить, что боевики – это реализация российского сценария, следует ожидать обострения.
И в этом случае Беларусь может укрепить границы военнослужащими на восточных рубежах, где не маркирована граница. В этот же сценарий вкладывается и введение чрезвычайного положения, на основе которого можно перенести выборы. И возможно, к этому все и идет, так как выборы можно будет назначить, например, через три месяца, за которые все пространство будет зачищено и никаких альтернативных кандидатов уже не будет.
Павло Усов, білоруський політолог, кандидат політичних наук, спеціально для Главреду
Наші стандарти: Редакційна політика сайту Главред