В последние дни часто звучат мнения о том, что после референдума по поводу внесения изменений в российскую конституцию и обнуления президентских сроков Путина, «хозяин Кремля» развернет масштабную военную операцию против Украины. Кто-то говорит, что военные учения «Кавказ-2020», намеченные на сентябрь этого года, перерастут в такую операцию, кто-то – что Путину необходимо захватить дамбу в Херсоне, чтобы обеспечить Крым водой…
Разговоры о такой угрозе нужно разделить на два пространства: пространство идеологических и политических спекуляций, то есть «гибридной войны», и пространство действительных ресурсов.
Так вот в пространстве действительных ресурсов Путину нечем воевать. У него нет дипломатических, финансовых, социальных и даже военных ресурсов для того, чтобы начать полномасштабную военную операцию против Украины.
Читайте такожЯкщо б я був Путіним, ось що б я зробив з УкраїноюДругое дело, что эту тему с удовольствием обжевывают представители пропагандистских ведомств всех сторон, потому что она мобилизует. Для милитаризованного российского сознания сладка идея усиления военной мощи России и, соответственно, военного влияния. Но это – как раз то, что в конце концов погубило Советский Союз, который слишком много денег тратил на войну. Так вот эта идея вызывает восторги у значительной части российского населения.
Путин привык, что это способствует его популярности. У него за 20 лет правления было всего три всплеска рейтинга, и все три были связаны с войной: Чеченская война, Грузинская война и Украинская война.
Поговорить на эту тему в России любят. Особенно представители силового блока – они любят поиграть мускулами, побряцать оружием и т.д.
С другой стороны, в Украине ведь то же самое. Есть политики, которые пытаются консолидировать общественное мнение и повысить свой рейтинг разговорами о том, что враг не дремлет, с его клыков бежит ядовитая слюна, он клацает затвором и бряцает оружием у священных рубежей.
Со стороны это выглядит, как разговоры о том, что страшнее кошки зверя нет. Но на самом деле у Путина очень развит инстинкт самосохранения. 10 лет в России, как и за рубежом, мусолили «конфетку» о том, что Путин вот-вот введет танки в Латвию или Литву. Но – нет, не введет. Потому что там НАТО, и он прекрасно знает, чем такая история закончится.
То же самое – и с Украиной.
Фирменная мулька Путина – делать то, чего от него никто не ждет. Так, никто не ждал, что он плюнет на Будапештский меморандум и оттяпает Крым.
Путин за время своего 20-летнего правления свел почти к нулю то, что он называл «русским миром». Он выпустил из «русского мира» Украину, самый «братский» народ, с которым практически 300 лет общей истории. Надо быть совершенно «выдающимся» стратегом, чтобы сделать из Украины стратегического противника. А Путин этого добился.
На выходе он прихватил Крым, и в пропагандистском пространстве это выглядело как большая победа. «Крым – наш!!!» – радовались 85% моих уважаемых соотечественников. Сейчас их эта идея уже перестала радовать…
Ресурсы Путина малы, и они сокращаются. Он не может, боится делать шаги, которых от него ждут. В Украине от него ждут агрессии, а это значит, что украинская армия и украинские спецслужбы за последние пять лет, во-первых, были очищены от всех тайных и явных агентов влияния Лубянки, во-вторых, армия приведена в значительно более боеготовое состояние, потому что появилась реальная угроза, в отличие от первой половины нулевых годов.
Читайте такожРосію врятує лише дивоЕсли Владимир Владимирович двинет свои войска, то у Украины, конечно, будут большие проблемы в виду огромного преимуществе весовой категории России. Но вполне очевидно, что и Запад уже понял, с кем имеет дело, а потому будет действовать гораздо более конкретно и агрессивно по отношению к потенциальному агрессору.
Так что не пойдет Путин на Украину. Ему важно удержать то, что пока что есть сейчас в Российской Федерации. Ему важно превратить Россию в задний двор, третьесортную азиатскую деспотию, которой он будет руководить. Вот максимум его геополитических стратегий…
Экспансия не стоит на повестке дня – на повестке дня стоит окукливание, выстраивание кордона, изоляция от всего остального мира и т.д. Потому и Прибалтика, и Украина, и все прочие соседи РФ могут спать спокойно, если речь идет о действительной угрозе военных действий. Да, им нельзя спать – им нужно быть готовыми к такому сценарию, но они должны понимать, что вероятность его с каждым прожитым годом все больше уменьшается.
Другое дело – пропагандистское пространство. Язык без костей может рассказывать что угодно, пугать всем на свете и рассуждать об экспансии ради водных ресурсов, ради идеологических ресурсов, ради восстановления Советского Союза. Но это было бы замечательно, если бы кишка не была тонка.
Дмитрий Орешкин, российский политолог, специально для Главреда