Не регистрация кандидатов в президенты Беларуси имеет под собой определенную почву. Например, в отношении Бабарико ЦИК Беларуси ссылался на данные финансовой спецслужбы - Комитета госконтроля, по котором офшорные компании принадлежат или могут принадлежать этому кандидату, а Цепкало, по мнению ЦИК, не собрал достаточного количества подписей.
На сегодня зарегистрированы 5 кандидатов – действующий президент Александр Лукашенко, Андрей Дмитриев, который около 20 лет в политике, оппозиционный и проевропейский экс-депутат белорусского парламента Анна Канопацкая, молодой политик Сергей Черечень, который недавно смог купить себе партию и начать политическое движение и жена популярного блогера Светлана Тихановская.
Протесты произошли стихийно – люди вышли на улицы в десятке крупных городов, этот протест не был общереспубликанским. Они были прогнозируемы и организованы через Телеграмм, который во время пандемии коронавируса разрушил монополию на правду белорусской государственной пропагандистской машины. То есть он создает для власти проблемы с пресеканием информирования людей по различным акциям. Но, несмотря на это, акции протеста были малочисленными и, так как в Беларуси жесткое законодательство в отношении уличных акций, этот протест был жестко пресечен.
Читайте такожВибори в Білорусі можуть для Лукашенка погано закінчитися
Что будет дальше? Представители штабов незарегистрированных кандидатов призывают людей оставаться в правовом поле, прийти на выборы 9 августа и проголосовать за любого из оппонентов Лукашенко, которого они посчитают достойным. В любом случае, какие бы цифры поддержки доверия к Лукашенко не показывали госканалы, им не верят практически половина населения страны. То есть, без второго тура сложно представить, что выборы будут признаны честными как всеми участниками процесса внутри страны, так и со стороны США, ЕС и России.
Так как сейчас протесты не поддерживаются представителями рабочих профессий, то их массовость под большим вопросом. Соответственно, протестное движение может нарастать, если будут серьезные финансовые вливания как из внутренних ресурсов, так и из внешних. В послаблении власти Лукашенко заинтересована, в первую очередь, Россия и ресурсы могут прийти оттуда. Потому что слабый Лукашенко для них – это сговорчивый Лукашенко, а значит, никаких «финтов» с американской нефтью, дополнительных требований по газу, и других «сюрпризов» быть не может, как и диктование определенных условий. В свою очередь, внутренние ресурсы могут втянуться в протесты, если кто-то из бизнеса захочет изменить расстановку фигур в плане контроля и влияния на территории Беларуси. И тогда это позволит вести протесты на другом уровне, привлекая популярных белорусских деятелей культуры и шоу-бизнеса, спортсменов, деятелей науки - за которыми потянется большинство людей.
Олександр Колтунов, політичний консультант, спеціально для Главреду