Поздравления от Путина Лукашенко с победой на выборах закрывают многочисленные конспирологические теории о том, что Майдан в Беларуси организовал Кремль с целью свержения Бацьки в наказание за его строптивость.
Особых доказательств «руки Кремля» не было и до того, кроме заявлений самого Лукашенко, предназначенных, в основном, для Запада, чтоб тот не вводил санкции после зачистки Майдана.
Зато было очевидно, что Путину вряд ли выгодно свержение Лукашенко. И как "дурной пример" для самой России, так и с учетом того, что оппозиция Лукашенко, в основном, настроена прозападно. Та же Тихановская прямо говорит о необходимости выхода Беларуси из Союзного государства.
Да и сам Бацька уже закрыл тему вмешательства РФ, заявив сегодня, что протестами управляли из Чехии, Польши и Британии.
Поэтому, несмотря на всю сложность отношений с Лукашенко Путин признал его победу, что в нынешней ситуации равносильно прямой поддержке.
К слову, российские государственные СМИ очень подробно освещают все детали избиений, задержаний, стычек на улицах белорусской столицы. Впрочем, для РФ нет смысла закрывать глаза на жестокое поведение белорусских силовиков: если Лукашенко после этого не признают президентом на Западе, это лишь толкнет его на более тесный союз с Москвой.
То есть, позиция Россия вполне понятна.
А вот по Западу все гораздо интереснее.
Читайте такожТри головні висновки з протестів у БілорусіЧеткой позиции ЕС и США до сих пор не прозвучало, что резко контрастирует с моментальной реакцией на столкновения с силовиками, которую Запад и, особенно, американцы демонстрировали во время Майдана в Украине или же протестов в России и Гонконге. Да и в прежние времена в самой Белоруссии (причем при гораздо менее масштабных протестах, чем нынешние).
Пока лишь Польша выступила с более-менее жестким заявлением.
Объяснение этому может быть в том, что на Западе пока не определились как реагировать на события.
С одной стороны, в окружении Лукашенко в последнее время с гордостью говорят, что ему чуть ли не госсекретарь США Помпео лично пообещал не вводить санкции при любых раскладах после выборов в обмен на отказ Бацьки от углубления интеграции с Россией. Этим, возможно, и объясняется жесткость и масштабность подавления протестов.
Запад действительно может исходить из того, что введение санкций и непризнание результатов выборов лишь толкнет Лукашенко в объятия России и Китая.
С другой стороны, велик соблазн на волне протеста раскачать ситуацию в Беларуси и свергнуть Бацьку. Да и полностью игнорировать протесты в Минске (которые идут в целом в проевропейской повестке) и их разгон – это дать знак прозападным силам и в России, и в других постсоветских странах, что в случае серьезного замеса на поддержку Запада они рассчитывать не смогут.
Поэтому пока видны колебания. Ключевое значение, безусловно, будет иметь дальнейшее развитие событий. Если масштаб протестов не будет спадать, а столкновения и жесткие зачистки продолжатся, то Запад, вероятно, активно подключится к давлению на Лукашенко. Как минимум попытавшись усадить его за стол переговоров с оппозицией, легитимизировав ее влияние на процессы в стране.